Наверх

Сквозь тайгу проложена связь надёжная

Дата публикации: 24 Августа 2018 Распечатать

В Хабаровском крае зарегистрировано более двух десятков операторов связи, из которых около пяти у всех на слуху. Большинство из них вполне самодостаточны и работают непосредственно для конечного потребителя, позволяя широким массам пользоваться самыми востребованными услугами - от телефонной связи до высокоскоростного доступа к сети Интернет и интерактивных сервисов.
Однако мало кто знает, что на рынке телекоммуникаций существуют специализированные инфраструктурные операторы связи, технические возможности которых сравнимы с возможностями федеральных операторов, а в плане надежности во многом превосходят их, так как от качественной работы каналов связи зависит бесперебойное функционирование сложных и потенциально опасных объектов, каковым, безусловно, являются современные нефтепроводы.
Напомним, в конце 2018 года, на территории Хабаровского края будет завершено строительство нефтепровода-отвода, соединяющего трубопроводную систему «Восточная Сибирь - Тихий океан» и «Комсомольский нефтеперерабатывающий завод». В результате до восьми миллионов тонн сырой нефти в год будет поставляться на Комсомольский завод не по железной дороге в цистернах, а по новому нефтепроводу. Логистика упрощается, что очень выгодно и производителю топлива, и широкому потребителю.
Новый нефтепровод проходит по территории Амурского, Комсомольского и Солнечного районов Хабаровского края, от станции Джелюмкен под Хабаровском до конечной точки - Комсомольского нефтеперерабатывающего завода. Протяженность трассы - 293 км. Для обслуживания нефтепровода было проложено 350 км волоконно-оптической линии связи (ВОЛС), на которой к настоящему времени завершен полный комплекс пуско-наладочных работ.
Об особенностях проекта связи и его перспективах газете «Тихоокеанская звезда» рассказал Олег Панченко, заместитель главного инженера Дальневосточного филиала АО «Связьтранснефть».
- Современный нефтепровод является технически сложным объектом, - говорит он. - Здесь надежная, безаварийная и безопасная для экологии и людей работа напрямую зависит от функционирования комплекса различных автоматизированных систем. А их работоспособность обеспечивается в том числе и по каналам связи. Строительством систем связи на нефтепроводе-отводе как раз и занимался наш Дальневосточный филиал АО «Связьтранснефть».
Сам проект связи состоял из двух этапов: проект ВОЛС и проект радиосвязи (стандарт TETRA). Последний этап сдан в апреле 2018 года. На сегодняшний день объект полностью готов к эксплуатации. Все системы связи проверены и подготовлены для работы в штатном режиме. Отмечу, закончили мы работы по проекту почти на полгода раньше, чем было запланировано.
- Олег Анатольевич, два с половиной года работы над проектом и пройденные сотни километров по тайге и болотам, видимо, дались не просто?
- Да, и основной проблемой была крайне тяжелая транспортная доступность районов, в которых мы работали. Практически на всем протяжении нашей волоконно-оптической линии связи отсутствуют крупные населенные пункты и автомобильные дороги. Там нет ставшей для всех привычной в последнее время сети сотовой связи. А наиболее сложные участки расположены в междуречье, ограниченном двумя судоходными реками - Тунгуской с юга и Амуром с севера, и на Сельгонской мари. Здесь подвоз людей и оборудования возможен только по автозимникам, после промерзания болот, рек и мелких водотоков, которых на всем протяжении нашей трассы насчитывается около ста.
Исходя из таких сложнейших климатических и почвенных условий, основным способом прокладки ВОЛС был выбран подвес на опорах вдольтрассовой воздушной линии электропередачи. Такое решение позволило избежать многих проблем, характерных для грунтовой прокладки кабеля. Самая большая - обустройство и дальнейшая эксплуатация речных переходов. Если здесь кабель лег в грунт, неизбежны размывы трассы и повреждения при промерзании почвы.
- Пришлось, видимо, и лес рубить, и дороги прокладывать для волоконно-оптической линии связи?
- Если по порядку, все начиналось со строительства элементарной инфраструктуры: вырубки просеки, организации вдольтрассовых проездов. Затем только шли общестроительные работы -
возведение антенно-мачтовых сооружений (АМС). На протяжении всего нефтепровода их установлено 25 единиц, плюс - 8 блок-контейнеров связи (БКС) и 3 АМС под станции спутниковой связи. Затем пошел монтаж ВОЛС.
- Новый объект требует грамотных специалистов с опытом работы?
- Безусловно. Для дальнейшей эксплуатации построенных объектов связи «ТС ВСТО - Комсомольский НПЗ» в Дальневосточном производственно-техническом управлении связи был организован Комсомольский цех электросвязи. В штат принято 60 новых сотрудников, которые обеспечивают бесперебойную связь на нефтепроводе. Ввод в эксплуатацию новой ВОЛС обеспечил ООО «Транснефть-Дальний Восток» высокоскоростными каналами производственно-технологической связи, предоставил современные мультисервисные услуги. Оборудование сети связи подключено к единой системе мониторинга и управления АО «Связьтранснефть».
- Бесперебойность связи - это непременное условие безопасности нефтепровода. За счет чего вы его обеспечили?
- Изначально на этапе проектирования были заложены самые высокие современные стандарты строительства и эксплуатации. Объект отличается высоким уровнем надежности и минимальным воздействием на окружающую среду. Для того чтобы работа нефтепровода была безопасной, мы обеспечили трехуровневое резервирование канала связи. На собственных ресурсах, через сети стороннего оператора, через земные станции спутниковой связи. Все это позволило создать сверхнадежную устойчивую связь на всем протяжении нефтепровода-отвода «ВСТО - Комсомольский нефтеперерабатывающий завод».
В своей линии связи мы уверены. И считаем, у нее есть большие перспективы развития для решения серьезных социально-экономических задач на территории отдаленных районов Хабаровского края.
Беседовал Владимир ЛОПАТИН.

© 2003-2018
АО «Связьтранснефть»
8 (495) 950 80 70 stn-info@stn.transneft.ru
Сайт ПАО «Транснефть»
Яндекс.Метрика